Фрагменты летописи развития дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93» расположен по адресу: город Ярославль, Архангельский проезд, д.5а. Здание построено по типовому проекту, эксплуатируется с 1980 года, возглавляла детский сад заведующая Николаева Людмила Кузьминична. До февраля 1998 года был ведомственным учреждением Ярославского шинного завода, с февраля того же года переведен в муниципальную собственность Дзержинского района отдела образования. С 1986 года до августа 2004 года детский сад возглавляла Ратчина Альбина Валентиновна. С августа 2004 года руководителем ДОУ является Прокуророва Светлана Евгеньевна. В 2005 году были открыты две группы компенсирующей направленности для детей с ранней неврологической патологией и детский сад получил статус учреждения комбинированного вида.
Сотрудничество детского сада с учреждениями науки позволяет осуществлять оздоровительную работу и воспитательный-образовательный процесс на научной основе.
2010-2012 годы – детский сад муниципальная инновационная площадка ГЦРО («Оказание консультативной и практической помощи родителям, чьи дети не посещают детский сад. Организация в ДОУ работы консультационного пункта»).
В период с 2011 по 2012 учебный год в учреждении функционировали группы кратковременного пребывания детей.
2012-2013 годы – детский сад муниципальная инновационная площадка ГЦРО («Внедрение Федеральных государственных требований в практику работы дошкольных образовательных учреждений»).
В 2013 году в оперативное управление передано здание женской гимназии, расположенное по адресу: ул. Громова, д. 26-а, где были произведены капитальные ремонтные работы, в результате чего в 2014 году начали функционировать дополнительно 6 групп, контингент воспитанников увеличился до 342 человек, из них 122 ребенка (35,7%) – дети с ОВЗ.
С 2014-2015 учебного года в детском саду функционирует 20 групп в едином образовательном комплексе с общей численностью воспитанников – 443 человека.
Из них:
- 10 групп для детей младшего дошкольного возраста (4 группы для детей с ранней неврологической патологией, 1 группа комбинированной направленности, 5 групп общеразвивающей направленности), с общей численностью воспитанников - 212 человек;
- 10 групп для детей дошкольного возраста (7 групп комбинированной направленности для осуществления совместного образования здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи; з группы общеразвивающей направленности), с общей численностью воспитанников - 214 человек.
В 2016-2017 учебном году детский сад предоставляет образовательные услуги 442 детям дошкольного возраста, из них 74 (16,8%) ребенка имеют тяжелые нарушения речи, 66 (14,7%) человек – раннюю неврологическую патологию. В едином образовательном комплексе функционирует 20 групп: из них 3 группы компенсирующей направленности для детей с ранней неврологической патологией, 13 групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4 группы – общеразвивающей направленности.
В 2017-2019 учебных годах в детском саду функционирует 20 групп комбинированной направленности.
Кадровая политика дошкольного образовательного учреждения направлена на создание условий для профессиональной самореализации педагогических и медицинских работников, повышение профессиональной компетентности, формирование мотивации к профессиональному росту и развитию, профилактику профессионального выгорания.
Основной механизм управления персоналом – создание единого образовательного пространства, а эффективность управления заключается в обеспечении качества образования. В учреждении сформирован профессиональный коллектив педагогических работниковкоторый прогнозирует стратегию развития детского сада, направленную на совершенствование условий жизнедеятельности, успешную организацию образовательного пространства. 80% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 15% педагогов - профессиональную переподготовку по специальности: «дошкольная педагогика и психология». Воспитатели детского сада – постоянные участники конкурсов профессионального мастерства различных уровней: «Учитель года», 2010 год, «Золотой фонд», 2012 год, «Педагогический дебют», 2013 год, «Там, на неведомых дорожках», 2015 год и других.
Основная концептуальная идея развития ДОУ – обеспечить комплексное психолого-педагогическое, коррекционно-развивающее сопровождение детей (реализацию инклюзивного образования); создать условия для интеграции деятельности всех участников образовательных отношений; обеспечить самореализацию педагогов в профессиональной деятельности.
Успешность работы ДОУ достигается за счет:
- реализация стратегического плана развития учреждения,
- вовлечение всех субъектов образовательного пространства в решение задач развития учреждения,
- ориентации на достижение качества образования воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС ДО, внедрения в практику работы детского сада современных социально – ориентированных и информационно – коммуникационных технологий для расширения способов воспитания и обучения;
- постоянного развития кадрового потенциала,
- открытости детского сада в обсуждении с родителями, социальными партнерами реальных достижений, имеющихся проблем, потенциальных возможностей и способов развития учреждения.
Образовательное учреждение – экспериментальная площадка Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. На базе детского сада постоянно проходят мастер-класс, методические советы для старших воспитателей города, области, студентов. С 2016 года – муниципальный ресурсный центр по вопросам обеспечения качества образования в ДОУ. Инновационная деятельность является одним из приорететных направлений кадровой политики ДОУ. 2016-2019 годы – муниципальный ресурсный центр. В 2018 году инновационный проект детского сада учавствовал в международной ярмарке педагогических иновациий и стал победителем. В 2018 – 2021 детскому саду присвоен статус муниципальной инновационной плащадки. В детском саду установлены доверительные отношения с родителями: родителям представлена возможность активного участия в деятельности и развитии учреждения, выступать в роли экспертов работы, участников учебно-воспитательного процесса. Добрыми традициями дошкольного образовательного учреждения стали дни открытых дверей, сезонные праздники здоровья, спортивные праздники и развлечения, театрализованные выступления детей старшего дошкольного возраста в музыкальных школах, фестивалях детского творчества, тематические выставки семейного творчества. За активную жизненную позицию в районе, городе педагоги и дети детского сада награждены Почетными грамотами, Дипломами, Благодарственными письмами разных уровней. Воспитанники ДОУ – постоянные победители и лауреаты конкурсов детского творчества художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности (городской фестиваль-конкурс для одаренных детей «Капельки», конкурс детского творчества «Фейерверк талантов», театрализованный фестиваль «Сказки детства», музыкальный фестиваль детского творчества ДОУ Дзержинского района г. Ярославля «Солнечный зайчик»).
Перспективы совершенствования и развития детского сада
1. Обновление компонентов воспитательно – образовательной, оздоровительной, коррекционно-развивающей деятельности, внедрение практики инклюзивного образования, обеспечение мобильности, вариативности организации образовательной деятельности.
2. Мотивационное, программно-целевое управление, совершенствование системы мониторинга качества деятельности, разработка комплексно-целевых, индивидуальных программ, формирование атмосферы творчества, совершенствование системы морального и материального стимулирования сотрудников.
3. Получение качественно новых результатов воспитания, обучения, оздоровления детей.
4. Личностно-ориентированное, развивающее образование, способствующее самореализации личности.
5. Расширение инновационной деятельности, конкурентноспособности. (авторские разработки, методики).
6. Совершенствование и развитие современной материально-технической базы.
Детский сад стремится выйти на высокий уровень качества предоставления лицензированных образовательных услуг, стать образовательным и научным центром для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, родителей; организации курсовой подготовки специалистов в области дошкольного образования, а также добиться непрерывного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг.