Меню сайта

Образовательные стандарты

   

Обновление нормативной базы  дошкольного образования

ФЗ  №371-ФЗ от 24 сентября 2022 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об
 образовании в Российской  Федерации»

П. 6 статьи 12:

  • Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются  организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и  соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования
  • Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями  образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования

Обновленный ФГОС дошкольного образования
в редакции приказа Минпросвещения России от  8 ноября 2022 г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., рег. № 72264)

Основные изменения во ФГОС ДО:

  • ФГОС ДО является основой для разработки  федеральной образовательной программы  дошкольного образования
  • Программа разрабатывается и утверждается  Организацией самостоятельно в  соответствии с настоящим Стандартом и  ФОП ДО
  • Содержание ООП ДО должно обеспечивать  физическое и психическое развитие ребенка  в различных видах деятельности и  охватывать следующие структурные  единицы, представляющие определенные  направления обучения и воспитания (далее - образовательные области)
  • Расширено и конкретизировано содержание образовательных областей частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах  младенчества, раннего и дошкольного детства
  • Содержательный раздел Программы должен включать  описание образовательной деятельности в соответствии Федеральной образовательной программой и с учетом используемых  методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
  • Обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП 
  • в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС  ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО
  • Максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в  соответствие с действующими СанПиН
  •  Включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а  также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения  дошкольного образования

Перечень изменений во ФГОС ДО

Пункт ФГОС

Как стало

Как было

Подп. 3 п. 6

Стандарт направлен на решение следующих задач:
...
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

Стандарт направлен на решение следующих задач:
...
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

П. 1.7

Стандарт является основой для:

1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования(далее - федеральная программа);
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования

Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования

Абз. 1 п. 2.5

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ

П. 2.6

Суть правок: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие

Направленности образовательных областей были изложены более сжато

П. 2.7

Суть правок: детальнее описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста

Виды деятельности детей имели более общее описание и предусматривали сквозные механизмы развития – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность

П. 2.10

Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%

Абз. 3 п. 2.11.2

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Абз. 1 п. 2.12

Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ

Абз. 4 п. 2.13

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

2) ссылка на федеральную программу

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

2) используемые Примерные программы

Глава III

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

П. 3.2

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

П. 3.2.9

Суть правок: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20

Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13

П. 3.5

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

П. 3.6

Требования к финансовым условиям реализации Программы

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Глава IV

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

П. 4.6

Суть правок: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Внесены изменения в ФГОС дошкольного образования

           С 17 февраля 2023 года вступает в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Приказ подписан 08.11.2022. Зарегистрирован 06.02.2023 №72264. Почему изменили Стандарт? Потому что вышли новые нормативные документы, которые противоречили ему: СанПиНы (до сего момента во ФГОС ДО был прописан СанПиН от 2013 года); Программа воспитания (в законе "Об образовании в РФ" внесены изменения, а в Стандарте не было); ФЕДЕРАЛЬНАЯ образовательная программа (Стандарт же обозначал примерную). Изменения коснулись всех разделов Стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о вариативных примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Теперь ФГОС ДО – основа для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОО. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательной частью образовательной программы согласно ФГОС ДО является федеральная программа. Названия и количество образовательных областей не изменились, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь Стандарт предусматривает три блока – целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста обособили.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: нормативная база и методическое сопровождение приведения ООП ДО в соответствие с ФОП ДО

Нормативно-правовые документы федерального уровня:

  • Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008?ysclid=le460x31tf973232321

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 № 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ" (Зарегистрирован 02.11.2022 № 70809)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211020040?index=2&rangeSize=1

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060059

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=le45yh525e130055472

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.12.2022 № 1048 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373" (Зарегистрирован 12.01.2023 № 71978)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301120010

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2022 № 838 "О внесении изменений в Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждённые приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 662" (Зарегистрирован 17.10.2022 № 70566)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210170049

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.08.2022 № 709 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам разработки примерных основных образовательных программ" (Зарегистрирован 06.09.2022 № 69962)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209060046

Методическое сопровождение перехода ДОО на ООП ДО в соответствии с ФОП ДО (федеральный уровень):

Управленческое, организационно - методическое сопровождение перехода дошкольного образовательного учреждения на образовательную программу в соответствии с ФОП ДО (институциональный уровень):