Особенности управления ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение – это открытые социально-педагогическая система.
В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного дошкольного образования; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.
В управлении ДОУ используется системный подход, который подразумевает исследование или построение объекта как целостного образования, что предполагает представление объекта познания в виде системы.
ДОУ относится к социально-педагогическим системам, так как его предназначение заключается в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения
Именно процесс управления играет доминирующую роль в функционировании ДОУ как системы.
Система управления представлена в моделях. Структура управления ДОУ
Из предлагаемой схемы видно, что ДОУ является сложной системой, имеющей трехуровневое строение, состоящей из шести подсистем: 1-я подсистема – коллектив, 2 – базисные отношения, 3-я – управление, 4-я – организационно-педагогическая, 5-я образовательный процесс, 6-я – условия жизнеобеспечения.
Каждая из этих подсистем, в свою очередь, также представляет собой систему, состоящую из различных элементов, в совокупности наиболее полно ее характеризующих.
Составные элементы:
1 – й подсистемы – коллектив: дети и родители, сотрудники учреждения (педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
2 – й – базисные основания: ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы;
3 – й – управление: анализ информации, планирование, организация и руководство, контроль и регулирование;
4 – й – организационно-педагогическая структура: степени образования, типы структурных образований, уровни образования.
5 – й – образовательный процесс: цели, содержание, организация взаимодействия педагогов и детей. (Эта подсистема по своей сути является атрибутной, определяющей само существование ДОУ как учреждения, предназначенного для воспитания, обучения и развития детей);
6 – й – условия жизнеобеспечения – различные виды внутреннего обеспечения учреждения: финансово-экономическое, материально-техническое, программно-методическое, гигиеническое и медико-оздоровительное; организационно-педагогические условия (взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ и учреждениями социально-педагогической среды).
Охарактеризуем внутреннюю структуру ДОУ: установим уровни иерархии составляющих е компонентов и характер связи между ними; выделим системообразующие звенья.
Теперь рассмотрим их по уровням.
Так, на первом уровне системы находятся две подсистемы – коллектив учреждения и базисные основания его жизнедеятельности.
Изменение базисных оснований порождает изменения во всех подсистемах и элементах ДОУ как системы.
Первые из них определяют саму суть существования ДОУ как учреждения обучающего, воспитывающего и развивающего детей. Выполнение этих функций возможно при наличии соответствующих кадров. Причем специфика детского сообщества определяет особенности кадрового обеспечения ДОУ.
Связи развития осуществляются между деятельностью педагога и детей. Педагог, обучая детей, формирует из знания и умения, обеспечивает их развитие. Эта связь является и связью обратного направления, поскольку деятельность детей изменяет качество деятельности педагога; он осуществляет поиск нового содержания, форм, методов обучения, оптимальных моделей взаимодействия. Все это способствует его личностному и профессиональному развитию.
Внутри коллектива сотрудников существует два вида отношений: отношения субординации между администрацией и педагогами; между администрацией и обслуживающим персоналом и отношения координации между педагогами и обслуживающим персоналом. Системообразующим фактором, активизирующим деятельность педагогического коллектива, сплачивающим его членов, выступает система целей и ценностей учреждения, его традиции.
Вторая подсистема I уровня – базисные основания.
Ценности - это нормы жизнедеятельности ДОУ: отношение к ребенку, к работе, друг к другу, к самому к себе, к учреждению.
Миссия ДОУ – его предназначение, суть его существования. В ней отражается специфика образовательных услуг, контингента детей, направленность его деятельности.
Как было отмечено выше, ДОУ в своей деятельности ориентируется не только на своих субъектов, но и на требования внешней среды. На этой основе учреждение определяет цели своей деятельности.
Цели характеризуют образ желаемого будущего результата и связаны с моделью выпуска ДОУ.
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются в его Уставе и локальных актах: договоре с учредителем, родителями, договоре со специалистами на оказание дополнительных образовательных услуг правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и др.
Ценности выступают основой при уточнении миссии ДОУ. Между ценностями и целями существует связь изменения, проявляющаяся в том, что изменение первых приводит к изменению вторых. Цели таким же образом связаны и с миссией. Ценности, миссия, цели являются фундаментом создания нормативно-правовых основ ДОУ.
Таким образом, подсистемы первого уровня являются системообразующими, «цементирующими» ДОУ как систему.
Второй уровень – это подсистема, выступая в качестве стержневой основы ДОУ, обеспечивает целенаправленность деятельности и взаимодействия всех его подсистем, за счет чего приобретает целостный характер.
Третья подсистема II уровня - управление – деятельностная структура, состоящая из целенаправленных, взаимосвязанных действия (функций), при помощи которых руководитель решает управленческие задачи. Это взаимодействие приводит к смене одной функции другой. При этом реальный результат каждой функции зависит от результата выполнения предыдущей. Основа управленческой деятельности – планирование, ядром которого является определение целей и задач. Основанием для формирования последних служат результаты анализа информации о работе ДОУ. То есть анализ полученной информации служит не только основой принятия управленческого решения, но и средством проверки качества его исполнения.
Третьему уровню системы соответствуют 4-6 – е подсистемы. Причем 4-я подсистема выполняет функцию связующего звена, объединяющего в единую функционально-динамическую систему образовательный процесс и условия жизнеобеспечения учреждения.
Четвертая подсистема – организационно-педагогическая структура ДОУ.
В ДОУ могут быть представлены от одной до двух ступеней образования – раннее детство, дошкольное детство, соответственно подразделяющееся на младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Типы структурных подразделений зависят от вида услуг, оказываемы ДОУ, их адресной направленности, режима жизнедеятельности учреждения. В этой связи в ДОУ могут функционировать общеразвивающие и коррекционные группы; структура для организации работы с детьми, не посещающими ДОУ и их родителями; группы кратковременного, долговременного и круглосуточного пребывания детей.
Организационно – педагогическая структура зависит от биологических и психологических характеристик воспитанников ДОУ, его нормативно-правового статуса, социального заказа учредителя и семьи.
5 и 6-я подсистемы соединены связями изменения. Изменение каждого элемента образовательного процесса приводят к изменению соответствующих элементов подсистемы условия жизнеобеспечения. К примеру, введение нового содержания образования порождает изменения в программном обеспечении. Изменение содержания образования приводит к необходимым изменениям предметно – развивающей среды, в условиях которой это содержание будет реализовано и т.п.
Существенно то, что по характеру связи между 5 и 6-й подсистемами – связи прямого и обратного действия, поскольку качественное изменение элементов одной подсистемы приводит к качественному изменению элементов второй. Например, изменение предметно – развивающей среды будет способствовать более успешному освоению детьми нового содержания, введение вариативных программ позволит дифференцировать содержание относительно индивидуальных возможностей детей и т.п.
Все подсистемы ДОУ связаны с 1-й подсистемой. Изменение элементов 2- 6 –й подсистемы будет способствовать приобретению новых качеств субъектами 1-й подсистемы. К примеру, улучшение медико-оздоровительного сопровождения образовательного процесса повлечет за собой улучшение состояния здоровья детей. В то же время реализация новых образовательных программ, требующая высокого уровня профессионализма, будет способствовать росту профессиональной компетентности педагога и т.п. Совершенно очевидно, что по содержанию это связи развития (Приложение
Управление дошкольным образовательным учреждением должно ориентироваться на личность (ребёнка, педагога, руководителя). Без целенаправленного и научно-обоснованного управления невозможно сегодня обеспечить благоприятные условия творческой работы коллектива дошкольного учреждения, внедрять инновации в работу с детьми.
Положение об административном совете дошкольного образовательного учреждения